Телекурре
Племена теллекурре населяют глухие земли на севере — земли Великого Леса. Многие сотни лет назад древние теллекурре вначале тревожили набегами из лесов южные земли, а потом стали захватывать их. До сих пор ходят легенды про чудовищ, населяющих этот лес. Теллекурре захватили многие земли форсов и траллов. Народ этот всегда более малочисленным, чем земледельческие общины юга, потому на завоеванных землях из них формировалась в первую очередь военная аристократия. Позднее народы с побережья моря Мук стали теснить теллекурре обратно на север.
Но тогда государства теллекурре присягнули Властелину, который, как кто-то говорит, был из их числа. Костяком армии Властелина были именно теллекурре, также он повелевал чудовищами из Великого леса.
Когда же Властелин был повержен, по всему миру начались погромы теллекурре. В те времена многие семьи теллекурре стали скрывать свое происхождение. Такой же геноцид, пусть и в мягкой форме, имел место и в провинции Клин и в Розах. Но с тех пор прошли многие сотни лет, и некоторые семьи теллекурре уже не скрываются.
Стилистически теллекурре напоминают славянские племена. Те, которые в Великом Лесу, ближе к славянам XI-XIII вв., а те, которые из аристократических семей юга, это как поляки, валашцы и московиты XVI-XVII вв.
Боги теллекурре
Мир в верованиях теллекурре связывает Мировое древо, как и у многих других народов (в частности, у форсов). К трем основным частям Мирового древа привязаны разные животные. К ветвям и вершине — птицы (сокол, соловей и птица-чудовище Див), к стволу — пчёлы, к корням — хтонические животные (змеи, бобры и др.). Древо в целом может сопоставляться с человеком, особенно с женщиной: известны композиции вышивок теллекурре с изображениями дерева или женщины между двумя всадниками, птицами и пр. Мировое древо — опорный символ для тройной вертикальной структуры мира (три царства: небо, земля и преисподняя), четверичной горизонтальной структуры (север, запад, юг, восток и соответствующие четыре ветра), жизни и смерти (зелёное, цветущее дерево и сухое дерево, дерево в календарных обрядах).
Корни Мирового дерева не дают Земле разойтись, а хтоническому злу, которое оно сдерживает, вырваться наружу. Ветви Мирового древа не дают тварям ночи спуститься из ночного неба в мир. Ствол Мирового дерева стоит так крепко, как должны стоять все теллекурре в годину невзгод в этом мире. Некоторые теллекурре, особенно ранее, поклонялись Праотцу Дереву посреди Равнины Страха, считая его воплощением Мирового древа.
У теллекурре два старших бога и две старших богини.
Варун — бог лорда и его дружины, бог грома. Покровитель войны, доблести, воинского братства. Когда воин отказывается драться, Варун поражает его молнией. Деревянные идолы Варуна ставились на холмах и в дубовых рощах, а в идеале — в дубовой роще на холме около дуба, расщепленного молнией. В качестве жертв Варун принимает отрубленные головы скота и людей. Есть легенда, что когда форсы и их боги воевали с теллекурре и их богами, то Варун отрубил руку богу войны форсов Нуаду. Эта легенда времен первых десятилетий владычества, когда власть теллекурре над форсами окончательно утвердилась.
Волос — бог остальных теллекурре, змеевидный бог. Его часто называют Болотником, особенно на юге. Покровитель ремесла, торговли и хитрости. Когда торговец отказывается от выгоды ради каких-то других соображений, Волос отправляет своих медведей, чтобы они его задрали. Сам Волос может принимать форму медведя. Идолы Волосу ставились на рыночных площадях и на перекрестьях дорог. В качестве жертвы Волос принимает золото.
Мару — богиня смерти и рождения, холода (особенно характерного для северных лесов). Покровительница убийц, охотников в холодных лесах, рожениц. Когда кто-то пытается избежать смерти, Мару в облике птицы садится по ночам на грудь труса и вызывает дурные сны, кошмары, сопровождающиеся удушьем под весом Мару. Также Мару любит сбивать с дороги в лесах и болотах.
Мару может принимать облик черноволосой женщины-охотницы, а может принимать облик черного лебедя.
Идолы Мару ставились на ледниках, а в их отсутствие — в пещерах, подземельях и иных прохладных местах.
Мокошь — богиня прядения, животноводства и земледелия. Мокошь прядет нити судеб. И когда кто-то стремится избежать судьбы, долга рода, Мокошь мстит ему. Она находит его и выпивает его кровь. Когда Мокошь прядет, у неё есть голова. Когда Мокошь идет мстить, она оставляет голову у прялки.
Мокошь может принимать вид женщины с длинными распущенными волосами, которые она расчёсывает, сидя на пряже, может принимать облик безголового воина в доспехе.
Идолы Мокошь ставились на полях около рек (в идеале на стрелке, где в реку впадает приток). Розы — город, где есть стрелка нескольких рек. Там издревле стоял идол Мокошь.
Также у теллекурре есть бог-чудовище Троян. У него три головы. Одна пожирает людей, другая — скот , третья — рыбу. Это ночное чудище, которое днем прячется от смертоносных для него лучей солнца. Он навещает склонных к блуду женщин и мужчин по ночам и не покидает их до той поры, пока не запоют петухи. Он насылает болезни и исцеляет от болезней. Он насылает безумие и дает знания.
Как-то раз брат одной блудницы вырезал языки у петухов в надежде побороть Трояна, чтобы смертоносные лучи солнца его уничтожили. Его замысел сработал: Троян пропустил рассветный час. Однако он снял кожу с хитрого теллекурре и укрылся этой кожей от солнца по дороге домой. Лишенное кожи тело Троян бросил в стог сена. Коровы съели сено вместе с телом хитреца.
Полумифические создания из Великого леса играют в религии и культуре теллекурре существенную роль: это те, с кем их предки жили бок о бок. Говорят, в некоторых диких землях все еще можно встретить волколака или полудницу.
Крачун
Крачун — религиозно-магический ритуал теллекурре, в разные исторические периоды и в разных географических зонах расселения проводившийся по-разному. В нем использовались ряженье в зверей, идолы, одаривание и ритуальные песни. Для проведения ритуала требуются человеческие жертвы. Поговаривают, что потомки теллекурре используют его до сих пор!