Телекурре
Племена теллекурре населяют глухие земли на севере — земли Великого Леса. Многие сотни лет назад древние теллекурре вначале тревожили набегами из лесов южные земли, а потом стали захватывать их. До сих пор ходят легенды про чудовищ, населяющих этот лес. Теллекурре захватили многие земли форсов и траллов. Народ этот всегда более малочисленным, чем земледельческие общины юга, потому на завоеванных землях из них формировалась в первую очередь военная аристократия. Позднее народы с побережья моря Мук стали теснить теллекурре обратно на север.
Но тогда государства теллекурре присягнули Властелину, который, как кто-то говорит, был из их числа. Костяком армии Властелина были именно теллекурре, также он повелевал чудовищами из Великого леса.
Когда же Властелин был повержен, по всему миру начались погромы теллекурре. В те времена многие семьи теллекурре стали скрывать свое происхождение. Такой же геноцид, пусть и в мягкой форме, имел место и в провинции Клин и в Розах. Но с тех пор прошли многие сотни лет, и некоторые семьи теллекурре уже не скрываются.
Стилистически теллекурре напоминают славянские племена. Те, которые в Великом Лесу, ближе к славянам XI-XIII вв., а те, которые из аристократических семей юга, это как поляки, валашцы и московиты XVI-XVII вв.
Боги теллекурре
Мир в верованиях теллекурре связывает Мировое древо, как и у многих других народов (в частности, у форсов). К трем основным частям Мирового древа привязаны разные животные. К ветвям и вершине — птицы (сокол, соловей и птица-чудовище Див), к стволу — пчёлы, к корням — хтонические животные (змеи, бобры и др.). Древо в целом может сопоставляться с человеком, особенно с женщиной: известны композиции вышивок теллекурре с изображениями дерева или женщины между двумя всадниками, птицами и пр. Мировое древо — опорный символ для тройной вертикальной структуры мира (три царства: небо, земля и преисподняя), четверичной горизонтальной структуры (север, запад, юг, восток и соответствующие четыре ветра), жизни и смерти (зелёное, цветущее дерево и сухое дерево, дерево в календарных обрядах).
Корни Мирового дерева не дают Земле разойтись, а хтоническому злу, которое оно сдерживает, вырваться наружу. Ветви Мирового древа не дают тварям ночи спуститься из ночного неба в мир. Ствол Мирового дерева стоит так крепко, как должны стоять все теллекурре в годину невзгод в этом мире. Некоторые теллекурре, особенно ранее, поклонялись Праотцу Дереву посреди Равнины Страха, считая его воплощением Мирового древа.
У теллекурре два старших бога и две старших богини.
- Варун — бог лорда и его дружины, бог грома. Покровитель войны, доблести, воинского братства. Когда воин отказывается драться, Варун поражает его молнией. Деревянные идолы Варуна ставились на холмах и в дубовых рощах, а в идеале — в дубовой роще на холме около дуба, расщепленного молнией. В качестве жертв Варун принимает отрубленные головы скота и людей. Есть легенда, что когда форсы и их боги воевали с теллекурре и их богами, то Варун отрубил руку богу войны форсов Нуаду. Эта легенда времен первых десятилетий владычества, когда власть теллекурре над форсами окончательно утвердилась.
- Волос — бог остальных теллекурре, змеевидный бог. Его часто называют Болотником, особенно на юге. Покровитель ремесла, торговли и хитрости. Когда торговец отказывается от выгоды ради каких-то других соображений, Волос отправляет своих медведей, чтобы они его задрали. Сам Волос может принимать форму медведя. Идолы Волосу ставились на рыночных площадях и на перекрестьях дорог. В качестве жертвы Волос принимает золото.
- Мару — богиня смерти и рождения, холода (особенно характерного для северных лесов). Покровительница убийц, охотников в холодных лесах, рожениц. Когда кто-то пытается избежать смерти, Мару в облике птицы садится по ночам на грудь труса и вызывает дурные сны, кошмары, сопровождающиеся удушьем под весом Мару. Также Мару любит сбивать с дороги в лесах и болотах. Мару может принимать облик черноволосой женщины-охотницы, а может принимать облик черного лебедя. Идолы Мару ставились на ледниках, а в их отсутствие — в пещерах, подземельях и иных прохладных местах.
- Мокошь — богиня прядения, животноводства и земледелия. Мокошь прядет нити судеб. И когда кто-то стремится избежать судьбы, долга рода, Мокошь мстит ему. Она находит его и выпивает его кровь. Когда Мокошь прядет, у неё есть голова. Когда Мокошь идет мстить, она оставляет голову у прялки. Мокошь может принимать вид женщины с длинными распущенными волосами, которые она расчёсывает, сидя на пряже, может принимать облик безголового воина в доспехе. Идолы Мокошь ставились на полях около рек (в идеале на стрелке, где в реку впадает приток). Розы — город, где есть стрелка нескольких рек. Там издревле стоял идол Мокошь.
- Троян - бог-чудовище теллекурре. У него три головы. Одна пожирает людей, другая — скот , третья — рыбу. Это ночное чудище, которое днем прячется от смертоносных для него лучей солнца. Он навещает склонных к блуду женщин и мужчин по ночам и не покидает их до той поры, пока не запоют петухи. Он насылает болезни и исцеляет от болезней. Он насылает безумие и дает знания. Как-то раз брат одной блудницы вырезал языки у петухов в надежде побороть Трояна, чтобы смертоносные лучи солнца его уничтожили. Его замысел сработал: Троян пропустил рассветный час. Однако он снял кожу с хитрого теллекурре и укрылся этой кожей от солнца по дороге домой. Лишенное кожи тело Троян бросил в стог сена. Коровы съели сено вместе с телом хитреца.
Полумифические создания из Великого леса играют в религии и культуре теллекурре существенную роль: это те, с кем их предки жили бок о бок. Говорят, в некоторых диких землях все еще можно встретить волколака или полудницу.
Ритуалы: Крачун
Крачун — религиозно-магический ритуал теллекурре, в разные исторические периоды и в разных географических зонах расселения проводившийся по-разному. В нем использовались ряженье в зверей, идолы, одаривание и ритуальные песни. Для проведения ритуала требуются человеческие жертвы. Поговаривают, что потомки теллекурре используют его до сих пор!
Звери и чудовища в мифологии теллекурре
Полумифические создания из Великого леса играют в религии и культуре теллекурре существенную роль: это те, с кем их предки жили бок о бок. Большая их часть пребывает в Великом лесу, но о некоторых рассказывают, что они последовали за теллекурре и в города на юге.
- Алконост — полуптица-получеловек. Тело у алконоста птичье, с красивым радужным опереньем. Голова у него человеческая, часто на нее надета корона или венок, также алконост имеет человеческие руки. По природе своей алконост не агрессивен и не представляет прямой опасности для человека, но, все же может невзначай навредить ему, если тот подойдет слишком близко к гнездовью или будет находиться рядом, когда птица поет свою песнь. Защищая себя или своих птенцов, полуптица-получеловек способна погрузить всех окружающих в беспамятство.
- Анчутка — маленький злой дух. Рост анчуток составляет всего несколько сантиметров, их тела покрыты шерстью и имеют черную окраску, а головы у этих злых духов лысые. Характерной особенностью анчутки является отсутствие пяток. Считается, что нельзя произносить вслух название этого злого духа, так как анчутка сразу же на него откликнется и окажется прямо перед тем, кто произнес. Обитать анчутка может почти везде: чаще всего духа можно встретить на поляне в лесу, в бане или на водоеме. Он предпочитает селиться поближе к людям, но избегает встреч с более сильными существами. Впрочем, различная среда обитания накладывает особенности на внешний вид и поведение злых духов. Можно выделить три основных подвида анчуток: банные, лесные, водяные (или болотные). Лесные анчутки самые мирные, не являются людям, если те сами не позвали их. Банные и болотные анчутки любят попроказничать, но шутки у них злые и опасные, нередко приводящие к смерти человека: так, болотный анчутка может схватить пловца за ногу и утащить его на дно. Банные анчутки часто пугают людей стонами, являются им в различных обликах, да и просто могут заставить человека уснуть или потерять сознание. Анчутки боятся железа и соли: если злой дух схватил вас, то его нужно ткнуть чем-то железным, и тогда он тотчас же вас отпустит. Но совсем избавиться от анчуток очень сложно: если они облюбовали какое-то место или здание, то выгнать их оттуда можно, лишь уничтожив строение в огне и засыпав пепелище солью.
- Берендей — гигантский медведь, питающийся медом и человеческой плотью. Каждую зиму они приходили к лесным землянкам теллекурре и требовали меда. Если меда не оказывалось, они жрали людей.
- Веригини — водные духи в облике женщин. Они живут по берегам рек, предсказывают будущее, а также топят маленьких детей, оставшихся без присмотра — толкают их в воду.
- Волколак — гигантский разумный говорящий волк. Говорят, проклятые колдуны, раскрывшие свое истинное имя, становятся волколаками. После смерти оборотни превращаются в упырей и вновь восстают, чтобы отомстить своему убийце. Чтобы не произошло подобного обращения, волколаку необходимо запихать в пасть три серебряных монеты в тот момент, когда он будет умирать, либо пронзить сердце колом из боярышника и похоронить в саване из крапивы.
- Волоты — малочисленная раса могучих великанов, населявшая территорию Великого леса. Некогда волоты были одними из самых распространенных жителей леса, но к появлению прото-теллекурре в Великом лесу практически вымерли. Великаны считаются предками некоторых славных родов лордов теллекурре. Волоты стараются не контактировать и не пересекаться с людьми, они выбирают для жилья труднодоступные лесные чащи.
- Гамаюн — полуптица-получеловек. Тело у гамаюна птичье, с ярким пестрым опереньем, а голова и грудь человеческая. Эта птица — посланница богов, поэтому почти всю свою жизнь она проводит в путешествиях, предсказывая людям их судьбу и передавая слова богов. По природе своей гамаюн хитер и коварен, любит подслушивать разговоры и обладает тяжелым характером, а потому ведет себя несколько высокомерно, относясь к людям как к существам более низкого порядка. Есть множество легенд, как в близком кругу колдун называет свое имя, или близкий человек обращается к колдуну по имени, тут раздается хихиханье гамаюна, после чего гамаюн именует колдуна, лишая его волшебной силы. Считается, что именно поэтому теллекурре окончательно отказались от использования в публичной жизни имен в пользу прозвищ.
- Индрик-зверь. В легендах теллекурре Индрик выступает как "всем зверям отец". Это гигантский конь, обычно черный и мохнатый. Он может иметь и один, и два рога. В сказках теллекурре Индрик изображается как противник змея. Питается яблоками, простыми или золотыми.
- Навьи — духи смерти, духи умерших иноплеменников. В отличие от остальных лесных соседей теллекурре, Навьи с экспансией теллекурре на юг переселялись с ними в города. Они могут насылать стихийные бедствия, а также болезни и проклятия на людей и домашний скот. Также они с радостью выступают исполнительницами чужих проклятий. По ночам навьи носятся по улицам, поражая всех, кто выходит из дома. Для спасения от навий надо не выходить из дома. Чтобы защитить жилища, необходимы обереги, заговоренные предметы и т.п. Одежда людей должна включать специальную вышивку с охранительными знаками от навий. Если кто-то узнал истинное имя человека, он может сказать его Навьям, и они пойдут по следу этого человека, пока не замучают до смерти.
- Полудница — шаловливый дух в мифологии теллекурре. Она развлекается тем, что морочит путникам голову, насылая на них разные видения, галлюцинации и мороки. Полудница присматривала за тем, чтобы в полуденную жару никто не работал. Обычно она изображается девушкой в длинной белой рубахе. Полудницу побаивались: за несоблюдение обычая она могла наказать, и наказать жестоко — наслать солнечный удар. же Существуют предания о том, что если встретить полудницу в полдень, она начнет загадывать загадки, и если не ответишь — защекочет до смерти.
- Сирин — птица с человеческим лицом, ее пение приносит людям забвение и потерю памяти. Сами птицы не злы, но равнодушны к людским страданиям. Олицетворяют печаль. Они являются предвестницами бедствий, а иногда служат посланницами властелина подземного мира.